Пользовательского поиска

среда, 11 февраля 2009 г.

Истории Талмуда

Моэд Котон 16б
(окончание предыдущей истории) Спросил Раби у раби Хии:
- Почему господин поступил так и несмотря на мой запрет учил Тору в общественном месте?
- Но ведь написано (Мишлей 1:20) «мудрость возглашает на улице», должна Тора звучать на улицах и площадях!
- Если ты и читал этот стих, то надо было прочитать два раза, чтобы понять смысл, если два раза читал, то надо было три раза прочитать, а если и три раза прочитал, и все равно не понял, видимо учителя твои плохо тебе это объяснили[1].
«Мудрость возглашает на улице» надо толковать как Рова[2]: всякий, кто занимается Торой в доме учения – слава о нем идет по улицам[3]!
Но ведь написано (Ишаяу 48:16) «от начала тайно не говорил я», значит слова Торы должны произноситься публично[4]?
Это сказано про те дни, когда и должны быть публичные объяснения закона[5]!
А как раби Хия объяснит стих «округлости бедер твоих»?
Он скажет, что речь идет про благотворительность, так как эти действия стоит делать в тайне, чтобы не причинить неудобства тому, кто принимает цдоку[6]!
__
[1] т.е. даже если учил стих сам, то ты все равно должен был прислуживать своему учителю, чтобы тот объяснил тебе смысл этого стиха. [Четыре выражения, упомянутые здесь, намекают на то, что сказано в Эйрувин (54б): «Должен человек повторять своему ученику четыре раза»]
[2] не то чтобы Раби приводил слова Ровы, ведь Рова жил через несколько поколений после Раби. Просто Гемора хотела сказать, что Раби толковал этот стих так же, как в будущем его будет толковать Рова.
[3] В стихе не сказано, что человек должен «возглашать на улице» мудрость, а что мудрость сама будет провозглашать на улице славу этого человека.
Человек, который учит Тору ради нее самой в доме учения и занимается с другими мудрецами удостаивается того, что постанавливает закон так, как полагается. Поэтому его толкования и постановления принимаются его товарищами и произносятся ими от его имени, и получается, что сама Тора провозглашает его мудрость.
[4] Гемора относит этот стих к раскрытию Шхины на горе Синай. Поскольку первые речения были сказаны публично, так что все народы знали об этом, можно решить, что таково желание Всевышнего, что изучение Торы должно быть публичным.
[5] Есть мнение, что речь идет про те толкования, которые давали в адаре и в элуле как подготовку к праздникам в нисане и тишрее. Гемора говорит нам, что такие уроки можно давать в публичных местах, однако уроки ученикам стоит давать в более скромном месте, в доме учения.
Можно так же сказать, что это зависит от тему изучения: изучать сложные темы, требующие особого внимания требуется именно в доме учения и только подобающих учеников, однако Агоде, которая не требует особого внимания можно обучать всех и в публичных местах. И так же законы, которые должны знать все, несомненно можно преподавать публично и доступным языком.
[6] Этот стих раби Хия относит к благотворительности, так как Шломо адресует его к «бас надив» (жертвователю).

Комментариев нет: