Зутра бар Товья и рав Иеуда
Зутра бар Товья как-то учил Писание перед равом Иеудой[1]. Когда они дошли до стиха «Вот последние слова Довида…[2]» (Шмуэль 2 23:1). Сказал тогда Зутра бар Товья раву Иеуде:
- «Слова» намекают на пророчество[3]. Раз это «последние», значит должны быть и первые? Что же это за слова[4]?
Ничего не ответил ему рав Иеуда.
Снова спросил его:
- Раз есть последние, значит есть и первые. Что это за слова?
- Ты думаешь, что если кто-то не знает объяснения этого стиха, он больше не мудрец и не значительный человек[5]?
Понял Зутра бар Товья, что обидел он рава Иеуду, и принял на себя незифа на один день.
__
[1] У них был установленный порядок для учебы в Пророках и Писаниях, так же как мы учим в Торе, и он заканчивали их в течении года. Зутра бар Товья учил стихи с их объяснениями перед равом Иеудой
[2] Этот стих начинает короткую песнь, в которой Довид говорит пророчество о его высоком уровне и о святом духе, заключенном в Теелим
[3] Таргум объясняет эту песнь как намек на времена Мошиаха
[4] Комментаторы как на Писание так и на Гмору говорят, что слово «слова» встречается и тогда, когда сказанное не имеет отношения к пророчеству (например Коэлет, который, по некоторым мнениям, был написан без пророческого духа). Однако тут точно говорится именно о пророчестве, как сказано в следующем стихе «Дух Г-сподень говорит во мне, и слово Его на языке моем»
[5] Зутра бар Товья думал, что рав Иеуда не понял вопрос, и поэтому повторил его еще раз. Рав Иеуда же думал, что Зутра бар Товья понял, что рав Иеуда не знает объяснения этого стиха, и поэтому ответил ему в гневе: «Разве из-за того, что я не знаю объяснении этого стиха я больше не мудр в твоих глазах?!»
Зутра бар Товья не помнил в тот момент толкование мудрецами стиха из Мишлей (23:1-2) «Если сядешь вкушать пищу с властелином, то понять пойми, что пред тобою, и приставь нож к глотке своей, если ты алчная душа»: когда ты садишься учиться с человеком, который большой знаток Торы, то если ты знаешь, что он может ответить на твой вопрос – «понять», то есть спроси его, чтобы он разрешил все твои сомнения. Если же не уверен, что он сможет ответить, то «пойми, что пред тобою», постарайся сам найти ответ на свой вопрос и «и приставь нож к глотке своей», то есть на задавай ему таких вопросов, которые могли бы его опозорить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий