Пользовательского поиска

четверг, 2 июля 2009 г.

Ликутей Сихот - 33 - 12 таммуза - сиха 1. День 5

5. Ответ на это содержится в письме Альтер Ребе{29} (которое он написал «после возвращения из Петербурга» {30}), где он объясняет сказанное в стихе{31}: «стал я мал от всего блага»:

«От каждой милости, которую оказывает человеку Святой, благословен Он, должен человек становиться очень смиренным, так как «милость»… это близость ко Всевышнему… а чем ближе ко Всевышнему… должен более смиренным должен становиться человек… так как всякий к кому в большей степени относятся слова «перед Ним» - больше считается «ничем»… и это то, что считал Яаков… что из-за многих милостей, оказанных ему Всевышним, он был очень мал в своих глазах…. И недостоин спасения, итд, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти{32}, что боялся Яаков, что грех лишил его возможности надеяться на обещание Всевышнего, так как казалось ему, что он согрешил».

И понятно, что то, что Яакову «казалось, что он согрешил» - это следствие «многих милостей». То есть, ощущение «близости ко Всевышнему» (как следствие многих милостей) вызвало у Яакова не только ощущение малости и скромности, но и показалось ему из-за этого «что согрешил».

Можно объяснить это так:

Опасение Яакова «что может быть он согрешил» не было ложным, не дай Б-г, Яаков не думал по ошибке, что нарушил желание Всевышнего{33}, это опасение появилось после того, как он стал «ближе ко Всевышнему».

То есть{34}: до того, как он удостоился такой близости ко Всевышнему его служение Ему уже находилось на максимальном уровне, без всяких недостатков; лишь после того, как он еще больше приблизился ко Всевышнему – тогда (показалось ему, что) служение его как грех (хотя до этого в его служении и не было никакого недостатка){35}.

Пример этому то, что сказали мудрецы{36}, что «тот, кто делает знаки, стоя перед царем» - как будто восстает против царя, так как стоя перед царем надо быть в полнейшем самоустранении, безо всяких движений{37}; но это лишь тогда, когда человек стоит перед царем, но когда человек не находится перед царем – не только достаточно более низкой ступени самоустранения (-того, что он принимает на себя законы царя), но и более того, это желание царя, чтобы человек не находился в таком самоустранении, так как иначе он не сможет выполнять повелении царя о благоустройстве страны.

Получается, что если человек будет, находясь перед царем, вести себя так же, как он ведет себя вне дворца, выполняя приказ царя, то это поведение (хотя и выполняя приказ царя он выполняет желание царя) будет считаться ему грехом, так как перед царем нужно находиться в самоустранении перед царем.

[И как объясняется в книгах{38}, что в этом так же причина разницы между будними днями, когда нам заповедовано{39}{40} «шесть дней работай и делай всю работу твою», и субботой, когда выполнение работы запрещено:

В субботу святость Всевышнего присутствует в мире в раскрытом виде{41}, на подобии нахождения перед царем, поэтому запрещено выполнение работы{42}; тогда как в будни, когда святость Всевышнего скрыта от мира, это можно уподобить нахождению человека в стране, вне царского дворца – тогда как раз желание Всевышнего чтобы люди занимались заселением мира…]

И в этом объяснение того, что Яакову «показалось, что он согрешил», так как «из-за многих милостей», которые «приблизили Яакова ко Всевышнему», его ступень, его малость в служении Всевышнему стала считаться грехом.

И на подобии этого можно объяснить и отношение текста благословения «отплачивающий обязанным добром» к абсолютным праведникам – само то, что Всевышний «посылает» им добро, само это заставляет их чувствовать себя как «виновных», так как по отношению к их нынешней близости ко Всевышнему их предыдущий уровень лужения Ему считается как «грех» (хотя до этого в их служении не было никакого недостатка), как упоминалось выше.


{29} Танья там же

{30} Так это озаглавлено в Танье. И надо отметить, что заголовок маймора предыдущего Ребе (написанное им) «Глава Пинхос, 5687 Петербург» (и так же это обозначено в содержании к Книге Майморов 5687) – хотя в то время он назывался уже Ленинград (как в заметках, которые напечатаны в начале кунтреса, где был напечатан этот маймор (Эти заметки так же написаны самим ребе РаЯЦом, только он писал их от третьего лица (см. предисловие РаМБаНа на Тору) – «в четверг… пришел в свой дом в Ленинграде… сказал маймор агоймел…») – смотри сефер асихойс 5751, часть 2, стр. 658

{31} Ваишлах там же

{32} Брохойс 4., Раши на Ваишлах там же (с некоторыми изменениями)

{33} то есть, кроме того, что качество Яакова – истина (Зоар, часть 1, 139, конец стр.1, 161, кон. стр.1, Танья конец главы 13 итд) – так известно, что качество скромности (в отличии от низости) состоит не в том, что он по ошибке думает, что есть в нем недостаток, а в том, что не смотря на то, что знает свои достоинства – тем не менее мал в своих глазах, так как понимает, что все его достоинства – дар свыше (см. Ликутей Сихот, часть 13, стр. 33)

{34} Как предисловие к дальнейшему – смотри Ликутей сихот часть 25, стр. 16 и далее.Смотри так же Ликутей Сихот, часть 5, стр. 396 и далее (часьть 20, стр. 166 и далее)

{35} То есть, идея не в том, что тогда он понял что был у него перед этим недостаток, а в том, что тогда недостаток у него возник, так как благодаря такому поднятию потребовалось от него цельность, соответствующая его нынешнему уровню (хотя и до того его служение было цельным) – смотри Ликутей сихот часть 25 (стр. 15 и далее)

Еще пример: «отвлекающийся от учения и говорящий «как прекрасно это дерево….» (Авот 3:7) – хотя тогда, когда он не занимается Торой, он обязан благословлять когда в нисан видит дерево, выпустившее цветок (Брохойс 43:2, Тур и Шульхан Орух, Орах Хаим 226. Седер Биркойс Анеенин Альтер Ребе 13:14)

{36} Хагига 5:

{37} И так же в Шмон Эсре, когда следует вести себя так, как будто «стоишь перед царем»(Шульхан Орух Альтер Ребе, Орах Хаим 104:2, Брохойс 33, наало страницы 1, Шабос 10.,Тур и Шульхан Орух, Шульхан Орух Альтер Ребе ОрахХАим, конец главы 95) – смотри так же Ликутей Сихот там же (конец стр. 16 и далее) – почему говорим «Прости нас» в Шмон Эсре

{38} Ор аТора «Лех» (часть 3) 5720, 1-2, Эмшех  5666, стр. 22

{39} Итро 20:9

{40} Мехильта, приведенная в толковании р. Иошуа Эвен Шоев, глава Ваешев, и в книге Минха Блула, глава Итро. Смотри Мехильту РаШБИ на Итро там же. Смотри Ликутей Сихот часть 1, стр. 189, примечание 8

{41} Можно сказать, что в этом содержится 2 идеи: снизу (со стороны ощущеня человека) – поскольку в субботу мы чувствуем себя «ближе ко Всевышнему» - это вызывает самоустранние; и так же сверху (уровень света) – в шабос светит настолько высокий свет, со стороны которого нет места для есть.

{42}  И в самом этом есть несколько ступеней – Йом Тов (а до этого Холь аМоэд, когда разрешена работа, которая пропадет, если ее не сделать) когда разрешена работа требующаяся для питания; шабос – когда запрещена любая работа, но разрешено есть и пить (понятия, связанные с телом); Йом Кипур – в который запрещено есть и пить…

Комментариев нет: