1. Требуется освободить свою голову от всего, что может отвлечь человека от размышления во время молитвы. Про это сказали мудрецы, что «человек должен молиться, только войдя внутрь на (ширину) 2-х входов[1]», то есть не начинать молитву сразу, войдя в синагогу с улицы (то есть будучи еще погруженным в мысли, связанные с делами этого мира), а подождать какое-то время, чтобы освободить себя ото всех предыдущих мыслей, чтобы они не отвлекали его (объяснение этому смотри в Шульхан Арухе Орах Хаим, глава 90[2]). И если даже про того, кто собирается молиться после изучения Торы сказали мудрецы, что «не начинают молиться посреди обсуждения закона, а только лишь вынеся решение[3]», то тем более это касается того, кто начинает молиться после того, как занимался своими личными делами (и даже если человек не будет думать о своих делах – не должно быть так, что во время молитвы – время, свободное от учебы – он будет глядеть по сторонам и думать о чем-то отвлеченном, даже не обязательно плохом, но не связанном с молитвой). От всего этого стоит освободить свое. И лишь после такой подготовки пусть человек начинает одевать талит и тфилин.
[1] Брохойс 8а
«Так как если человек сядет у входа, это будет похоже на то, что нахождение в синагоге ему в тягость. И поэтому он садится у входа, чтобы выйти сразу, как только сможет». РаШИ. Рабейну Йона говорит, что этот закон применим лишь к тому, у кого нет постоянного места в синагоге, но если такое место есть и оно находится около входа, то можно там находиться, так как ясно, что он сидит там не потому что торопится выйти, а так как там его постоянное место.
Существует спор о том, какова эта «ширина двух входов». Орхойс хаим считают, что это 8 кулаков (64-
РаШБО же объясняет что речь идет не о пространственном, а о временном размере: человек должен не сразу приступать к молитве, а подождать некоторое время, чтобы успокоить мысли и задуматься перед кем он молится, и не тогда не испортит свою молитву неподобающим словом или мыслью. И поэтому не стоит начинать молиться сразу, как только вошел в синагогу. РИТБА добавляет, что такая поспешность – обычай простолюдинов.
Есть и такие, которые говорят, что рав Хисда хотел предотвратить возможность молящегося смотреть во время молитвы на то, что происходит снаружи, так как иначе он не будет сосредоточен на молитве. Сфас эмес объясняют это более аллегорически: перед молитвой человек должен пройти два входа – выйти из этого мира и войти в мир высший. Ерушалми же понимает слова рава Хисды буквально, что стоит зайти как можно глубже, так как Всевышний дает награду за каждый шаг, который человек делает для молитвы.
[2] ША 90:19. Смотри предыдущее примечание. В Шульхан Арухе приводятся объяснения Орхойс Хаим, «есть и такие», РаШБО и еще одно объяснение, что надо обязательно пройти мимо двух входов, и «поэтому есть обычай строить сени перед входом в синагогу»
[3] Брохойс 31а
«Учили мудрецы: не молятся Шмон Эсре ни посреди вынесения решения суда, так как судья в таком случае будет во время молитвы думать не о молитве, а о решении, которое должен вынести, ни посреди изучения алохического вопроса, так как в таком случае человек будет думать о этом, а не о молитве, лишь после «алоха псука» - закона, на который нет ни вопросов ни ответов. Другое объяснение – закон, с которым все согласны, так как в таком случае человеку не придется думать, чье мнение по этому вопросу предпочесть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий