Пользовательского поиска

понедельник, 18 мая 2009 г.

Ликутей Дибурим. Ликут 1 - 3

3

Раби Пинхос из Корица так написал[1] в своем письме Магиду из Мезрича, душа его в раю и заслуги его защитят нас:

«Я хочу выразить Вам большую благодарность за то, что Вы вспомнили и подумали обо мне в Йом Кипур. И хочу Вам сказать, что как только я удостоился придти к Вам на память, я тут же почувствовал это»

Стоит понять суть сказанного тут, так как при поверхностном прочтении тут нет ничего удивительного.

Есть разные виды того, как любовь может проявиться, и от того, что это за любовь, зависят те движения тела, которыми эта любовь и выражается.

Первый образ выражения любви – протягивание руки во время приветствия. И хотя сейчас это лишь некоторый знак того, что люди знают друг друга, и потому они, согласно обычаю, распространенному по всему миру, при встрече протягивают друг другу руку, и при этом нет никакого ощущения любви – это лишь следствие холодности людей.

Раньше, «Шолом алейхем» людей был совсем другим, гораздо более чистым. Раньше все было другим, и истинна была ходячей монетой. Монеты бывают, конечно, разные – «цвайер», «пятак», рубль – однако даже «цвайер» был настоящим.

Сам человек был более истинным, и потому его «Шолом алейхем» и «Алейхем шолом» тоже были истинными. Человек был горячее и даже его будничное приветствие были непорочными. И при встрече двух евреев их приветствие было преисполнено глубокого чувства.

Мир внес некоторый порядок в течение жизни, но вместе с тем принес и некоторую холодность, отсутствие истинны, а иногда даже и ложь.

В нынешнем же «Шолом алейхем» зачастую слышится «Лех лешолом». Тогдашнее же «Шолом алейхем» было таки проявлением любви.

Однако это все же лишь первое выражение любви.

Следующий уровень – когда два еврея встречаются и целуются при встрече. Тут любовь между ними раскрывается больше чем просто при рукопожатии.

Дальше – длительный, с чувством, разговор, как мы и видим, что когда два близких друга встречаются, то они долго беседуют друг с другом, рассказывая все, произошедшее с ними.

Бывает же еще большая любовь, когда уже невозможно говорить, ибо слова не вмещают этой любви. Слова становятся слишком сухи для того, чтобы выразить это чувство. И тогда любовь выражается в том, что два человека просто смотрят друг другу в глаза, без того, чтобы хоть что-то говорить.

Все сказанное выше – внешние выражения любви. То есть, любовь, соединение двух людей, находит различные выражения для них.

Однако есть более глубокая связь – связь мыслью, когда один чувствует другого так, как будто они стоят друг напротив друга и видят друг друга. Такое становится возможным поскольку для мысли нет «далекого» и «близкого». И потому друзья Иова, хотя и находились далеко друг от друга, чувствовали друг друга.

Все это еще относится к «эмоциям», а не к «разуму», все это - хороший характер.

И хотя это возвышенные чувства, тем не менее, это чувства, которые присутствуют и у животных, а потому это еще не является человеческим пределом.

Это подобно жилищу богатого человека. Да, оно несравненно лучше, чем нора какого-нибудь животного, но тем не менее, это все же жилище, такое же как у животных.

Так же дело обстоит с чувствами, хотя они могут быть и очень возвышенными, они все же чувства и еще не выражают человеческий предел.

Потому в том, что пишет святой раби Пинхас, что он почувствовал то, что рав аМагид подумал о нем, нет еще ничего удивительного. И разумному человеку будет легко понять, что мысль была передана так не для того, чтобы принизить произошедшее, не дай Б-г, а для того, чтобы дать нам, с нашим разумом, понять то, что произошло. С нашей же стороны, мы должны понять это настолько, насколько можем.

В то время начал раскрываться тот путь, по которому пошел наш великий учитель, а именно, что благодаря мысли человек может быть с другим в любом месте, где бы они физически не находились. В этом и смысл выражения «мысль – основа действия» - помочь с помощью мысли другому, где бы он не находился, выбраться из его тяжелого духовного и материального положения.

В это то и состоял смысл сообщения, которое передал раби Пинхас раву Магиду, что он почувствовал то, что рав аМагид подумал о нем. Чудо не в том, что раби Пинхас это почувствовал, а в том, что рав аМагид смог с помощью мысли смог воздействовать на мир, поскольку мыслью можно помочь другому выйти из своих материальных и духовных проблем.



[1] Канун Суккойс 5521

Комментариев нет: