Пользовательского поиска

воскресенье, 24 мая 2009 г.

Ликутей Дибурим. Ликут 1 - 7

Р. РАЯЦ начал говорить по поводу стиха «Ростки твои – сад гранатовый[1]»: «Надо сделать из гранатов сад. Кожура граната крепкая, однако главное – это его внутренняя часть, как сказано в Геморе «внутренность съедают, а кожуру выбрасывают[2]». И как в гранате есть внешняя часть, а есть внутренняя, так и у любого человека, на каком бы уровне он не находился, начиная от זיידענע זופעצע (еврей, который носит шелковую одежду), заканчивая самыми низкими ступенями. Из всех этих надо сделать сад. Подобно примру, приведенному в Мидраше, что у одного человека была надел земли, превращенный в помойку, и он его продал. Покупатель же расчистил этот участок, откопал там ручей, насадил виноград и маслины, пока все это не превратилось в прекрасный сад. Прошел мимо этого сада как-то раз тот человек, который продал этот участок и, увидев во что он превратился, воскликнул: «Какой же я дурак, то продал это!» (В Мидраше эти слова приведены как речь египтян во время исхода евреев из Египта). Так надо делать из гранатов сад: хватать еврея и воздействовать на него, чтобы он наложил тфилин, одел талит. И даже если это не будет иметь никаких последствий на следующий день, тем не менее это имеет смысл. И даже в доме богатых евреев, которые ведут себя так, как вели себя их отцы, все же если рав посылает им этрог, и теперь у них дома есть этрог и они потрясут им – в этом тоже есть смысл.

Во все, что может положительно воздействовать на еврея, пробудить его «внутренность», надо вкладывать силы, однако делаться это должно с чувством близости к нему. Однако при этом надо помнить, что эта близость требует осторожности и что она не должна быть чрезмерной, ведь так же как мы влияем на другого, другой влияет на нас. В этом влиянии есть разные степени: сначала мы чувствуем к нему жалость, потом находим ему оправдание, что само по себе хорошо, и так и должно быть, однако другой не должен об этом знать. «Оправдания» должны быть «внутри» человека, они должны проявляться в слезах, переке Теелим за другого, в молитве, чтобы Всевышний смилостивился над ним – это и есть Аавас Исроэль, то, что каждый еврей должен делать ради своего близкого, однако большей близости стоит остерегаться, пока Всевышний не поможет и тот, другой, не окажется в правильном состоянии, когда уже возможна большая близость.

Написано: «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем, увещивай народ твой, и не понесешь за него греха[3]». Хотя «полной ненавистью ненавижу я их[4]», тем не менее «не ненавидь» (смысл стиха понятен в свете объяснения РаМБаНа). Так надо говорить с евреем про тфилин, минху. Есть такие, который проводят разницу между шахарисом и минхой, так надо объяснить ему, что за десять минут он ничего не потеряет, и даже если он пока этого не понимает, так в Людой случае поймет это на 121-ом году, и тогда он будет благодарен за то, что поговорили с ним тогда про минху, и будет рад, что послушался.



[1] Шир аШирим 4:13

[2] Хагигиа15:2

[3] Ваикра 19:17

[4] Теелим 139:22

Комментариев нет: