Пользовательского поиска

понедельник, 5 октября 2009 г.

Ликутей Дибурим. Ликут 3

1. окончание

И у ребенка и у взролого его "я" составляли Тора, б-гобоязненность и хорошие качетва характера. Само собой, что и вся атмосфера тогда была другой - светлее и чище. В тот момент пришли рабеим и раскрыли хасидус, и понятно что хасидское "добро" и "зло" были тогда совсем на другом уровне. С каждым фарбренгеном понимание того, что такое "хорошо" увеличивалось настолько, что то, что раньше казалось "добро" становилось противным как "зло", наподобии сказанного "и старое будете выносить из-за нового" (Ваикра 26:10, и смотри Бава Басра 91б)
Хасидский фарбренген в те времена был б-жественным благословением, он освещал темные уголки каждого светом хасидуса.
Фарбренген был основой как материальной, так и духовной жизни. Оба, как более взрослый хасид, воспитатель и руководитель, так и более молодой, еще воспитываемый и руководимый, знали свое положение. У молодежи было настоящее отношение (дерех эрец пними) к взрослым хасидам, каждый знал свое место; стршие же осозновали свои обязательства перед молодежью.
Раньше были уши, которые могли слышать И было среди молодежи много таких, чьи уши слышали и воспринимали.
Когда во время фарбренгена говорили о хасидусе, то говоря о какой-либо идее, объясняли и разбирали, как ее надо понять. Молодежь спрашивала, а старшие отвечали. Именно таково настоящее восприятие (седер шель мекабель) - когда человек слушает, так он занимается тем, что слушает. Ведь известно, что для того, чтобы воспринимать требуются большие усилия. Быть учеником - это труд, и чем больше человек работает над этим, тем больше он способен воспринять. Но все это касается лишь времени, когда он должен воспринимать. Тогда ж когда он должен спрашивать и говорить - так надо говорить! Тот, кто готов всегда лишь принимать - вопрос воспринимает ли он даже тогда, когда он этим занят.

Комментариев нет: