Пользовательского поиска

суббота, 11 октября 2014 г.

5745. Ночь 4-ого дня Сукот. Изучение Торы в глубину

  1. Касательно общей черты между гостями этой ночи — Мойше рабейну и ребе Эмцои — подробно говорилось в прошлом году и далее (пункт 6) я вкратце повторю эту слова.
    В этом году мы добавим объяснение того, чем эти гости отличаются, вплоть до того, что есть вещи, в которых они, на первый взгляд, противоречат друг другу, но, не смотря на это, они как раз дополняют друг друга, как будет объяснено далее (пункт 8 и далее)
    И дополнительно будет объяснена их связь с сегодняшним уроком Рамбама (пункт 12)


  2. Идея Мойше рабейну — Тора...
    И не только письменная Тора, про которую сказано «не добавляй и не убавляй», но и устная Тора, которая дана вместе с письменной Торой … и про которую сказано «длиннее земли мера её и шире моря», и более того, которая бесконечна.
    И это же идея ребе Эмцои — раскрытие и «просторное» объяснение учения хасидизма, «как широкая река».
    Ранее говорилось про связь хасидских гостей со сфирот — Бешт и Магид — два аспекта кетера, Адмур Азокен — сфира хохма. И в продолжение этого идёт ребе Эмцои, чья идея — сфира Бина, «широкая, как река».
    И это же подчёркивается в его хасидизме:
    То новое, что внёс Альтер Ребе (по сравнению с Бештом и Магидом) в раскрытие хасидизма — спуск учения хасидизма до степени понимания. То есть, хасидизм Бешта Магида похож на точку, аспект кетера, который подробно объясняется в хасидизме Хабад...
    Однако, объяснение хасидизма Альтер Ребе всего лишь точка по сравнению с тем объяснением, которое даёт ребе Эмцои...
    И это видно даже простому человеку — если дать ему маймор Альтер Ребе, а затем показать ему сколько страниц занимает объяснение этого же у ребе Эмцои... - то любой увидит, что это гораздо более подробное объяснение.
    И это то общее, что есть у Мойше рабейну и ребе Эмцои — подробное, глубокое изучение Торы...

  3. Но кроме того общего, что есть у этих гостей, есть что-то в чём они отличаются, причём принципиально. Но, не смотря на это, они как раз хорошо друг друга дополняют.

    Мойше рабейну находился в полном достатке — как сам, так и народ в его время — на протяжении 40 лет, что он обеспечивал народ с момента как он стал «Мойше рабейну», когда ему было 80 лет, и до того момента, как он покинул этот мир в возрасте 120 лет.

    В отличие от этого — во время ребе Эмцои положение было как раз наоборот... как у него самого, так и у еврейского народа:
    Сам он, как известно, прожил меньше, чем Альтер Ребе или ребе Цемах Цедек.
    А по поводу евреев в его время известны хасидские истории про их тяжёлое положение, что влияло и на ребе Эмцои (см далее пункт 14)
  4. Но, не смотря на разницу между ними, раз это гости одного дня, значит указание которое учится из них — касается обоих положений, как сейчас скажем.
    И в качестве предисловие:
    Объяснялось выше про указание, которое учится из разницы между Яаковом авину и Альтер Ребе — что изучение Торы должно быть в любом положении: как в положении тяжести и бедности, как было у Якова, так и в положении достатка и удовольствия, на подобии положения у Альтер Ребе.

    И в добавок этому есть у нас указание из гостей 4 дня Сукота — Мойше рабейну и ребе Эмцои:

  5. Другими словами:
    Когда мы говорим еврею, что в любом положении — как в бедности, так и в достатке — он должен заниматься изучением Торы, чтобы не отвлекаться от неё ни днём ни ночью — понятно, что в его силах и возможностях преодолеть все трудности и сесть учить Тору, чтобы не «отвлекаться от учёбы» (пока человек учится).
    Но всё это, - говорит человек — актуально когда мы говорим про изучение поверхностное, «легирса». Но если мы говорим про глубокое изучение Торы, «леиюн», когда надо понимать стоящее за каждым мнением и придти к некоему итогу, когда требуется учёба в глубину, - как можно так учиться когда разум занят заботами из-за бедности или богатства? Я могу не отвлекаться чтобы учиться поверхностно, но сделать так, чтобы я был сосредоточен для глубокой учёбы — это против природы человека!
    И даже если говорить про «бейнони» - продолжает возражать человек — говорит Альтер Ребе, что он может отталкивать нежелательные мысли, когда они приходят к нему... но он не может сделать так, чтобы они к нему не приходили! А раз так, то в тот момент, когда он должен отбиваться от этих мыслей, то он не может размышлять над Торой, и тем более глубоко и сосредоточенно учить её!
    С другой стороны — продолжает он — даже когда я учусь не вглубь, а поверхностно, это тоже не грех пренебрежения Торой!...

    А раз нет тут пренебрежения Торой, не дай Б-г, то — продолжает он возражать — зачем так настаивать на глубоком изучении Торы?!
    И на это есть у нас указание из наших гостей этого дня: глубокая учёба Торы... должна быть в любом положении — как в случае достатка, как у Мойше рабейну, так и в тяжёлом положении — как во время ребе Эмцои.

Комментариев нет: