Пользовательского поиска

воскресенье, 12 октября 2014 г.

5754. Ночь 5 дня праздника Сукот

  1. Объяснение особенности пятого дня Сукота:
    Гости этого дня: Аарон акоэн и ребе Цемах Цедек.
    Про общее между ними (хотя они и жили совсем в разное время) подробно говорилось в прошлом году. Вкратце — у каждого из них мы находим особый акцент на любви к евреям и единстве еврейского народа, что особенно связано с праздником Сукот.
    Про Аарона акоэна сказано в мишне: «будь учеником Аарона: люби мир, стремись к миру, люби творения и приближай их к Торе». И в Авот дераби Натан подробно объясняется как он устанавливал мир между людьми.
    Ребе Цемах Цедек: как известно, в его время благодаря его стараниям возникло единство между различными типами евреев. До его времени ещё были различия во взглядах между различными евреями, но благодаря ему, благодаря его встречам с главами народа из различных направлений, были убраны все препятствия, вопросы и противоречия, и возникла дорога к единству и взаимодействию между всеми евреями, как в том, что касалось всего еврейского народа, так и в том, что касалось различных деталей.
    Вплоть до того, что это единство и взаимодействие между различными типами евреев повлияло даже на тех, с кем Цемах Цедек непосредственно не взаимодействовал.

    И более того, это взаимодействие было не только на уровне мнений, но и на уровне действий — в связи с вопросами воспитания еврейских детей в том поколении. И результат был не только для того поколения, но и на все последующие поколения...


  2. Отсюда мы можем выучить указание в служении для каждого еврея:
    Указание мишны «будь учеником Аарона: люби мир стремись к миру...», то есть то, что поведение Аарона является вечным указанием для евреев во всех поколениях — это актуально в течение всего года, весь год поведение еврея должно быть с чувством любви к евреям и единства евреев.
    Однако, есть особый акцент на этом в тот день года, в который есть особое влияние Аарона:
    Так как Аарон акоэн является гостем пятого дня Сукота, то есть он приходит в гости в дом к каждому еврею, понято, что благодаря ему привлекается всё, что связано с заповедью приятия гостей, про которую сказали мудрецы: «больше величие заповеди принятия гостей, чем принятия лица б-жественного присутствия».
    А раз так, то понятно и очевидно, что влияние Аарона акоэна, гостя, на хозяина дома гораздо больше, чем просто указание «будь учеником Аарона». И аналогично это касается и Цемах Цедека.

  3. Но, как говорилось в прошлые ночи, кроме общих черт у гостей этой ночи, есть и разница между ними...

    И поэтому кроме указания, которое учится из того общего, что есть между ними, есть и указание из отличий....

  4. Когда мы размышляем о действии гостей в плане любви между евреями и единством евреев — мы видим между ними огромное отличие:
    По поводу действия Аарона акоэна в его работе по сближению и объединению евреев мы находим особый акцент на евреях, которые находятся на низком уровне, как сказано в мишне «будь учеником Аарона: люби творения...», и как объясняет Альтер Ребе в Танье, глава 32, что «творение»«это те, кто далеки от Торы Б-га и служения Ему, и потому называются просто творения», то есть единственное их достоинство — что они — творения Б-га.

    Но у ребе Цемах Цедека основное его действие по сближению и объединению касалось глав народа, глав различных направлений; именно с ними занимался Цемах Цедек чтобы благодаря им привести к единству всех евреев.

  5. И на основании этого надо объяснить то указание, которое учится из соединения этих двух крайностей в один день, пятый день Сукота, что работа каждого еврея, связанная с единством евреев должна быть в обоих направлениях:
    То есть:
    Когда нам надо усилить единство еврейского народа, то может возникнуть противодействие в этом вопросе от «умненьких» в двух направлениях: в направлении работы с «творениями» или в направлении работы с «главами народа».
    Когда мы говорим про работу с «творениями» возражает злое начало: разве возможно, чтобы такой важный еврей как ты, который может учить и понимать Тору, включая учение хасидизма, будет заниматься с «творениями», более того, чтобы он занимался с ними в каких-то простых вопросах, как рассказывается про Аарона акоэна. Ведь это может делать даже самый простой еврей, не обязательно чтобы ты, знаток Торы, занимался такими простыми вещами!
    А когда говорится про глав народа, злое начало говорит ровно наоборот: кто я такой, чтобы шёл влиять на главу еврейского народа?!
    Да, я знаю свой уровень, я знаю несколько идей в открытой части Торы, несколько в хасидизме, несколько в кабале, и так далее, но когда мне говорят, что надо повлиять на главу народа, по настоящему «великого» человека, то кто я такой?
    Кроме того:
    Когда говорится про то, что надо «любить творения и приближать их к Торе», понятно, насколько это необходимое занятие, так как Тора — «наша жизнь и долголетие», и «ради неё сотворён мир», так ясно что приближать их к Торе крайне необходимо.
    Но когда говорится про евреев, которые уже занимаются Торой и заповедями, которые являются главами народа — их можно лишь привести к более совершенному состоянию, а раз так, то это не вопрос спасения жизни, значит это не так уж и важно, чтобы идти ради этого на самопожертвование! Я готов попробовать, но если будут какие-то сложности — я не буду слишком усердствовать!

  6. И на это есть ответ из двух наших гостей: надо заниматься в обоих направлениях с одинаковым энтузиазмом!
    По поводу претензии «зачем заниматься мне с творениями» говорим мы, что если ты хочешь быть учеником Аарона, тогда путь твой «любить мир, стремиться к миру, любить творения», влиять на тех, кто всего лишь творения, даже в самых простых вещах, как это делал Аарон акоэн.
    А когда говорится про работу с главами народа — мы говорим что именно из-за их величия важна каждая деталь, и потому если есть у них какой-то недостаток, не дай Б-г, в вопросах люби к евреям, то это более важно, чем тот же недостаток, что у людей более низкого уровня.

Комментариев нет: