Пользовательского поиска

вторник, 14 июля 2009 г.

Ликутей Дибурим. Ликут 2 - 6

Р. МАаРИН был женат на дочери р. Нохума, Хане Хейке, а р. МАаРИН был родственником с р. МОАРаШем, так как мой дядя, р, РаЗО – р. Зплман Аарон – брат моего отца, взял себе в жены его дочь Штерну Сару. Их сваьба была в мархешване 5634 года в Любавичах, р. МАаРИН же жил в Нежине. Летом того же года, после Швуеса, р. РаЗо поехал в Нежин навестить своего тестя, и задержался там до элула того же года.

Р. Нохум очень любил моего дядю, р. РаЗО, а тот, в свою очередь очень любил навещать р. Нохума и слушать его рассказы.

Мой дядя как-то сказал мне про него, что кроме того, что от рождения р. Нохум обладает очень хорошим характером, его движения были настолько легки, а лицо настолько ясное, что хотя волосы, борода и даже брови были седыми, ему никак нельзя было дать 80 лет. Все рассказы он расcказывал очень подробно, вплоть до того, что называл по имени каждого из участников истории. Точно с такой же точностью он относился ко времени рассказа. В итоге, когда кто-либо слушал, как р. Нохум рассказывает, он чувствовал себя как будто является очевидцем происходящего.

«Каждый раз, - рассказывал мой дядя, РаЗО, - когда я шел к р. Нохуму, я чувствовал себя, как будто иду читать хроники за последние семьдесят лет. Мне доставляли большое удовольствие его рассказы и беседы, у него на устах всегда был хасидский майомр, по большей части от Альтер Ребе, и он всегда помнил его настолько подробно, что мог сказать даже имя того, от кого его услышал»

Р. Нохум был года на два-три старше р. Цемах Цедека. До самой смерти он никогда не болел, и всегда говорил, что в «нашей семье, все здоровы, кроме рабеим, которые страдают за грехи евреев.

Дедушка был крепок как сталь, и если бы не давление и страдания из-за общественной работы, он прожил бы до 120 лет.

Мой отец был силач, и если бы не «еврейская бедность» и «греческие указы», он мог бы насыщаться силами от того, что какой-либо молодой человек понимает разницу между «нижним знанием» и «высшим знанием».Но он принимал близко к сердце еврейские беды и выпросил у дедушки, чтобы тот забрал его к себе.

Кто бы мог подумать про твоего дедушку, - говорил он имея ввиду р. Цемах Цедека,- что такой силач, который неделями постился каждый день, когда же ел, то довольствовался лишь куском хлеба и сахара, и спал всего три часа в сутки, что он проболеет пять лет так тяжело и с такими страданиями!»

Р. РаЗО слушал от р. Нохума рассказ о заточении и освобождении со всеми многочисленными подробностями, которые тот хорошо знал. Очень подробно он рассказывал ему о бегстве из Ляд, дальнейшем его путешествии, исталкусе и о том, как его привезли в Гадич. Точно так же четко и ясно, как рассказывал ему р. Нохум, эта история отложилась в голове у р. РаЗО, и он, обладая умением красиво говорить, записал ее так же ясно и коротко; и когда р. РаЗО летом 5666 года жил с нами в деревне [Черная Рощана расстоянии где-то парсы от Лиозно], он показал свои записи (среди которых были также записи своих мыслей и нескольких майморов) моему отцу, и тот получил большое удовольствие, читая их.

Комментариев нет: