Пользовательского поиска

понедельник, 29 июня 2009 г.

Ликутей Сихот - 33 - 12 таммуза - сиха 1. День 2

2. И, видимо, можно объяснить этот вопрос, объяснив, сперва, следующее:

В "Бейс Йосеф" {6} объясняется смысл благословения "отплачивающий обязанным" - "то есть, даже тем, кто виновны, то есть злодеям... при все этом посылаешь им добро, и я, как один из них, хотя и не достоин – Ты послал мне добро".

Его объяснение означает, что под словом "обязанным/виновным" имеется ввиду "недостойным" получить милость Всевышнего, То есть, что благословляющий благодарит и прославляет Святого, Благословен Он, за то, что Он сделал с ним милость, хотя и не достоин этого{7}.

Однако в майморе предыдущего Ребе, упомянутом выше, объясняется {8}, что упоминание "собственного долга" означает "что нашел у себя вину, из-за которой попал, не дай Б-г, в опасность, и сам человек признается, что был виновен в наличии опасной ситуации, не дай Б-г".

И надо сказать, что эта разница в этих двух объяснениях поможет нам понять ответ на вопрос "почему отличается нусах этого благословения (биркас агомель) от благословения за чудо":

Если сказать, что смысл благословения "отплачивающий обязанным" только лишь отблагодарить Ашема за добро, сделанное ему, хотя он и не достоин этого - удивительно, почему не постановили такую же фразу в благословении за чудо?

Даже более того: обязанность произнесения благословения агомель существует не только когда спасение приходит чудесным образом, наоборот: четверо, обязанные произнести это благословение находятся в таком состоянии, когда вполне естественно, если с ними ничего не произойдет (поэтому они не обязаны так же говорить благословение на чудо, если не спаслись благодаря особому чуду... {9}), тогда как в благословении за чудо обязанность произносить его возникает именно за чудо, не вписывающееся в обычное поведение мира. {10}

А если за спасение, которое было в рамках естественного поведения мира, надо благодарить Ашема за то, что послал ему добро, "хотя и не достоин" - так тем более когда благодарим Святого, Благословен Он, за выход за рамки природы стоит благодарить еще сильнее и подчеркнуть, что чудо было сделано, "хотя и не достоин".

{6} на Тур Орах Хаим начало 219

{7} и благодаря этому увеличивает славу Благословенного, так как кроме самого того, что Святой, благословен Он, отплатил ему добром, так еще и сделал это, хотя он и  достоин этого добра.

{8} и так объясняет в своих ответах МаАРаМ из Енца пункт 14 (который приводится в "Маген Авроом" в начале пункта 219). И так доказывается в "Объяснении молитв и благословений" РИ сыне реб Якара (учителя РаМБаНа) часть 2 (Иерусалим 5729. 5739). И смотри так же в ШуТ МаАРаМ Шик Орах Хаим в конце главы 8.  ШуТ "Авней Незер" Орах Хаим 39. Орух аШулхан Орах Хаим 219:4

{9} смотри "Маген Авроом" там 219:9. "Седер биркос анеенин" Альтер Ребе начало главы 13.

{10} смотри Шульхан Арух Орах Хаим конец пункта 218 и в "Маген Авроом" там. ТаЗ там 219:6. Орух аШулхан там 1-4. И еще. И смотри так же книгу "Объяснение молитв и благословений" (из примечания 8): "и по закону одиночка, с которым произошло чудо, должен был бы благословить агомель... но освобождается от нее с помощью этого благословения "что сделал мне чудеса", которое лучше благословения агомель, ведь больному... не произошло с ним чудо, ведь большинство больных выздоравливает итд." смотри там. И требуется немного углубиться в объяснение РаШИ в главе Цав (7:12): "благодарение за чудо, сотворенное ему, например, спускающемуся в море... и больной, который выздоровел... И смотри в сидур, отмеченный в сноске 22.

Комментариев нет: