Пользовательского поиска

среда, 3 июня 2009 г.

Про Учителя


В Талмуде рассказывается про раби Меира и его учителя Ахера, который отпал от иудаизма. Тем не менее, раби Меир продолжал у него учиться. На вопрос же о том, не боится ли он получать свои знания от еретика, он отвечал, что он "ест только мякоть, а кожуру выбрасывает".
И все же, из того факта, что мудрецы видели в этом проблему, следует, что для неискушенного человека, не умеюшего отделить "мякоть" от "кожуры", учеба от апикойреса может представлять (и представляет) серьезную проблему.
Лично я бы пошел еще дальше и сказал, что проблема учиться не только от апикойреса но и в принципе от человека, не представляющего из себя того, о чем он учит. Этой проблемы нет, если говорить о науке, но как только мы приходим к разговору о морали и этике у нас тут же возникает упомянутая выше проблема. Человек устроен так, что он не может поступать так, как его учит учитель, если сам учитель не ведет себя соответственно. Подтверждение этому (пусть и косвенное) мы находим в мишне Поучения Отцов, где говорится о том, что мудрецы должны быть осторожны в своих словах, и уж тем более, можно сделать вывод, в своих делах.
Таким образом, я прихожу к выводу, что человек, который лишь начинает свой путь к Б-гу и ищет себе Учителя, должен быть осторожен вмэтом выборе, ибо он оказывает гораздо больше влияние на дальнейшую судьбу этого человека, чем можно было бы думать. Такую же осторожность (если не большую) стоит проявлять и тем, кому приходится выбирать учителей для других.
Правда, может возникнуть вопрос - людей, могущих служить примером не так много, может статься, что человек останется без Учителя? Да, думаю я, и мне кажется, что это лучше, чем подобрать себе на эту роль неподходящего человека. Писать на чистой бумаге лучше, чем на той, где приходится перед этим стирать. Пусть у вас будет раввин, у которого Вы спрашиваете, как поступать (даже если он сам себя не ведет), но Учитель, Ваш пример, должен быть только достойным.

Комментариев нет: