Пользовательского поиска

воскресенье, 29 марта 2009 г.

Цав - 12 - [152]

…Надо ли благословлять «отплачивающий…» после перелета на самолете?

По-моему, это зависит от следующего спора: те четверо, которых перечислили мудрецы, что они «обязаны благодарить» - именно они или так же похожие на этих 4? Альтер Ребе в своих законах благословений 13:7 постановляет как второе мнение, этот закон и относится к нашему случаю.

И как примечание стоит добавить, что даже по первому мнению, самолет, перелетающий через море – тоже находится в рамках «спускающиеся в море», так как какая разница между ними? И хотя есть предание, что один из больших раввинов говорил, что именно «спускающиеся в море», а не пересекающие его над морем, мы не отвечаем за слухи, тем более по тому мнению (приведенному в Саде Хемд, правила пойским, правило 16:50), что мы не учим толкования, не упомянутые в РаЗаЛь. И хотя понятно, что можно разделить между опасностью нахождения на корабле среди волн или на самолете в воздухе – все это относится к пилпулю, так как обычай уже благословлять так же всем наподобие 4, описанных.

И от одного плавно перейдем к другому: надо ли молиться дорожную молитву в самолете? От имени гаона Рогачевера передают, что не надо, так как это не называется «дорогой» (Хулин 139: приводится в Ишим и в шиите гаона Зойна, стр. 97). И надо хорошенько поразмыслить – так как в этой молитве основное – это не дорога, а выход из места и перемещение вне города, так, что можно сказать «враги»... и место опасности.

И кроме того, в большинстве случаев есть еще дорога до аэропорта, и от аэропорта до места назначения – разве что без самолета вернулся бы в дом, а так продолжает путь каким либо образом – стоит благословить на путь до самолета.

(Письмо Ребе)

Добелено спустя время:

Недавно я увидел в книге Тоойрос Йом Тов часть 8 (стр. 97 и далее), и в Шут Циц Элиэзер часть 1, глава 14 приводится несколько мнений относительно этого.

Комментариев нет: