Пользовательского поиска

воскресенье, 18 января 2009 г.

Мидраш Танхума, Ваера, 1

"И говорил Всесильный Мойше, и сказал ему: "Я Б-г" Спросили мудрецы: что будет, если произнести Имя Всевышнего буквам? Ответили: ведь мы же учили в брайсе: "Вот те, у кого нет доли в будущем мире: говорящий что воскрешение мертвых не из Торы, говорящий что Тора не с небес, апикойрес, шепчущий над раной и говорящий: "Всякую болезнь, посланную в Египет не пошлю на тебя, ибо Я Б-г, Врачеватель твой". Аба Шауль добавляет: так же произносящий Имя по буквам".
Отметь, насколько страшен хилуль аШем: говорит Бен Азай: "Сам Всевышний не произнес Своего имени, до тех пор пока не сказал два слова "В начале" "сотворения", и лишь после этого "Всесильным". Раби Шимон сын Элозара говорит:" Так же и Мойше, сперва произнес 21 слово "Внимайте небеса, и буду говорить..." (Дворим 32:1), и лишь потом Имя Всевышнего - "когда Имя Б-га воззову".
Да будет тебе известно, что Имя это не было открыто отцам мира. Почему же открыто оно было Мойше? Так как пошел Мойше избавлять евреев.

Что сказано выше? "И вернулся Мойше к Б-гу, и сказал: "Б-г, зачем сделал Ты зло народу этому?". Если бы человек говорил такие слова своему начальнику, тот счел бы это за грубость. А Мойше еще и добавил: "С тех пор, как я пришел к фараону говорить от Твоего имени, лишь хуже этому народу!"
Ответил ему Всевышний: "Подумай, что говоришь, и вспомни! Ведь сколько раз открывался Я Аврааму, Ицхаку и Яакову как "אל שדי", и не говорил им, что имя Мое Б-г, как сказал тебе. И тем не менее, не было у них вопросов! Я сказал Ицхаку: "пришельцем ты будешь в этой стране, ибо тебе и потомству твоему дам Я все земли эти" и хотя искал воду для питья и не нашел, как сказано "И ссорились пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря "Наша вода!", и тем не менее не спрашивал Меня! Сказал Яакову: "Землю, на которой ты спишь - тебе отдам", и хотя место для своего шатра пришлось ему купить, тем не менее не спрашивал Меня! Ты же: стоило Мне послать тебя, спросил как Мое Имя, а теперь говоришь, что с тех пор, как пришел в фараону говорить от Моего Имени... Поэтому ты увидишь то, что сделаю я фараону...". Значит, войну с фараоном Мойше увидит, но войну с 31 царем - нет, так как проведет ее Иошуа, ученик Мойше. Значит, Мойше принял на себя это постановление.
Потому то и написано: "Говорил Всесильный Мойше" - мера суда, "И сказал: Я Б-г" - мера милости, так как избавит евреев и введет их в землю. Потому то и написано "И открывался Я Аврааму, Ицхаку и Яакову в Имени "אל שדי".

Комментариев нет: