Пользовательского поиска

четверг, 15 января 2009 г.

Хофец Хаим, Шаар аТора, Глава 2

Сказали мудрецы в главе Хелек (Санедрин 99:):
Всякий, кто занимается Торой - приводит мир в свиту на небесах и свиту на земле, как сказано (Ишаяу 27:5) "Разве что он будет держаться твердыни Моей, сделает со Мной мир, мир сделает со Мной". Рав говорит: "Как будто построил дворец на небесах и на земле, как сказано (Ишаяу 51:16): "И помещу слова Мной в уста твои... простирая небеса и утверждая землю".
[Согласно словам Рава можно понять сказанное в Писании (Теелим 62:13): "И Тебе, Б-г, милость, ибо Ты отплачиваешь человеку в соответствии с его делами". У многих вызывает этот стих удивление: в чем тут милость, если Всевышний отплачивает добром за выполнение Его заповедей? Однако, согласно сказанному выше можно это понять. Всем понятно, что если кто-либо изобретет новую машину, с помощью которой можно будет построить новый город всего за один день, и если весть об этом дойдет до царя, то очевидно, что этот изобретатель будет облагодетельствован царем. Однако так же ясно, что царь не подарит ему те города, которые царские слуги построят с помощью этой машины, и так же не будут эти города называться именем этого изобретателя. То же применимо и к словам Торы, ведь, как мы говорили в первой главе, тем самым, что человек изучает Тору - он поддерживает небеса и землю! Однако, разве на самом деле сам человек строит все эти дворцы, чтобы они назывались в честь него? Ведь это Всевышний своей великой силой обновляет каждый день творение мира, и Он же дает силу словам Торы, которые учит человек, чтобы они были как бы источник этих миров. Однако Всевышний, по милости Своей, засчитывает человеку все же, как будто он сам отстроил эти дворцы, на небесах и на земле. Это и есть сказанное Равом : "Как будто построил...", то есть Всевышний засчитывает человеку, как будто он сам основал небо и землю.
Можно дать и другое объяснение, уточнив предварительно, зачем здесь сказано слово "Ты", ведь оно на первый взгляд избыточное? Ясно это согласно сказанной мудрецами на стих (Мишлей 10:24) "Чего страшится нечестивый - постигнет его, а желание праведников исполнит Он" - грех, совершенный человеком впоследствии сам накажет его, потому то наказанию есть предел, так даже как есть предел греху. Однако за заповедь награду дает Сам Всевышний, потому то награда, как и Сам Всевышний, бесконечна. Это и говорит стих "Тебе, Б-г, милость, ибо Ты..." - Ты Сам - "выплачиваешь человеку" награду за выполнение заповеди, дабы не было предела этой награде.]

Комментариев нет: