Пользовательского поиска

среда, 4 февраля 2009 г.

Истории из Талмуда

Моэд Котон 16а
Раби Шимон, сын Раби, и Бар Капора сидели и учились и возник у них вопрос в какой-то теме. Сказал тогда Раби Шимон Бар Капоре:
- Этот вопрос надо разобрать вместе с Раби[1], который разрешил бы этот вопрос!
Ответил Бар Капора раби Шимону:
- Что сможет тут сказать раби? Нет такого раввина в мире, который смог бы решить эту проблему[2]!
Пошел раби Шимон и рассказал это своему отцу[3]. Обиделся Раби на эти слова[4]. Через какое-то время пришел Бар Капора показаться Раби[5]. Сказал ему Раби:
- Бар Капора? Никогда о таком не слышал[6]!
Понял Бар Капора, что обиделся на него Раби за те слова, так как показалось Раби, что они задевают его честь, и поэтому принял на себя Бар Капора "незифа" на тридцать дней[7].
____
"Незифа" - статус человека, на которого разозлился его учитель или важный человек. Это не "нидуй"; человек должен вести себя как будто его пристыдил какая-то важная персона: сидеть дома и сторониться людей, уменьшить количество своих дел, разговоров и прогулок с другими людьми. Прекращение этого состояния не зависит от снятия этого состояния или примирения, так как само такое поведение и является примирением. (ШаХ считает, что ему так же не стоит как минимум стричься).
[1] "Раби" здесь скорее всего означает просто "рав", "раввин", однако это же слово является уважительным именованием раби Иеуды аноси, отца раби Шимона и учителя Бар Капоры, который в то время являлся главой Санедрина и духовным руководителем евреев в Израиле. Его то и имел ввиду Раби Шимон. (см. Бава Меция, где указано, что Раби Шимон звал своего отца "Раби", а не "отец").
[2] Бар капора не имел ввиду никого конкретно, и говорил в общем. Однако понятно, что тем самым он задевал честь и раби Иеуды, который тоже был в числе "раввина".
[3] Раби Шимон не хотел злословить на Бар Капору, а упомянул об этом между прочим. Может быть, он только лишь подчеркнуть сложность вопроса, когда излагал его своему отцу и даже не предполагал, что Раби усмотрит в этом оскорбление. См. Хофец Хаим законы злословия глава 7, Беер маим хаим 18, где есть объяснение, каким образом Раби мог поверить этим словам и действовать на их основании, хотя обычно запрещено верить в злословие или сплетни, рассказанные про других.
[4] Скромность Раби была настолько велика, что мудрецы сказали про него, что после того, как Раби покинул этот мир - нет больше скромных людей. Очевидно, что Раби усмотрел в этом оскорбление Торы и боялся, как бы Бар Капора не пришел к тому, что станет оскорблять мудрецов (см. Хофец Хаим указанный выше).
[5] Раби Иеуда болел (см. Бава Меция 85а) и Бар Капора пришел его проведать.
[6] Раби хотел показать, что не желает его видеть.
[7] На первый взгляд не ясно: по мнению РАйВаДа, который считает, что можно отменить "нидуй" в пределах 30 дней, если отлученный примирился со своим оппонентом, почему же не мог Бар Капора попросить прощенья у Раби и тут же прекратить "незифа", а не ждать 30 дней? Ответ в том, что в случае строго "нидуя" мудрецы увидели необходимость разрешить снимать "нидуй" до срока, тогда как в случае легкого по статусу "незифа" такой необходимости нет.

Комментариев нет: